середа, 12 квітня 2017 р.

ИСКУССТВО ИКЕБАНЫ: НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ ЯПОНЦЕВ

Искусство икебаны – одна из наиболее старинных и при этом наиболее красивых традиций жителей Японии. Это древнее искусство, которое сами японцы считают истинной гордостью своего народа, зародилось в Киото, а столь необычное слово «икебана» в переводе с языка жителей «страны восходящего солнца» означает не что иное, как «живой цветок». Наименование довольно удачно передаёт общий смысл этого традиционного японского искусства, заключающегося в создании изысканных цветочных композиций, обладающих определённым смыслом и в целом образующих видение гармонии в мире. Ещё иногда наименование этого восточного искусства трактуют как «второе рождение цветов», но не в смысле продления жизни растения, а в качестве придания ему особого смысла, «новой реальности» бытия.
От буддийского ритуала к искусству гармонии
Если поискать корни японских традиций искусства икебаны, то окажется, что пришло оно в Японию из Китая, вместе с культом хризантемы, ставшей цветком японских императоров, а его основоположниками считаются буддийские монахи. Изначально икебана была частью религиозного подношения Будде. За многие века эта традиция видоизменилась и обогатилась культурными обычаями самих японцев.
Искусство икебаны живёт по своим специфическим законам и требует от тех, кто желает им овладеть, не только наличия профессиональных знаний, но и особого умения находить утончённые грани прекрасного для создания гармоничного букета. Японцы считают, что, как для написания музыки нужен тонкий музыкальный слух, так и для создания икебаны нужно идеальное зрение – в значительной мере, внутреннее, духовное.
Символичность икебаны
Искусство создания икебаны базируется на главном мотиве большинства сказок мира:
противостоянии света и тьмы. За основу композиции обычно брались 2 ветки, которые отождествляли небо и землю, и лишь примерно в 7 веке в икебане появляется третий элемент, ставший символом самого человека и его гармоничного взаимодействия с природой. В основе композиции лежит треугольник, который японцы считают образцом идеальной гармонии. При её создании учитывается множество нюансов: начиная с формы и цвета вазы и заканчивая освещением и местом, где будет располагаться композиция, — всё влияет на гармонию. Икебана может быть настолько символична, что сочетание её элементов может читаться как самое настоящее стихотворение, а любование самой композицией в значительной мере можно приравнять к духовной медитации.
Эволюция японских традиций в икебане
Первым известным мастером икебаны был буддийский монах, живший в небольшой хижине у озера – «икенобо», от наименования которой и произошло название первой, наиболее древней школы этого восточного искусства. Монах составлял довольно скромные композиции для храма, используя лишь 3 ветви или цветка. Первые цветочные композиции были огромны, достигая до 1,5 м высоты. Их называли «рикка», что значит «стоящие цветы». В таких композициях каждый элемент обладал определённым сакральным смыслом и своим особым наименованием.
Ближе к 9-10 векам икебаны становятся не только храмовым украшением, но проникают и в обычные дома японцев, а сами композиции обретают большую лёгкость, изящность и естественность. Это эпоха, когда в Японии во всём царит культ прекрасного. В 12-14 вв. вместе с самурайской аскетой икебана окончательно лишается своей прежней пышности и вычурности, а с приходом в Японию буддийской философии дзэн становится и частью пути постижения Истины, соответствуя Пути Цветка. В этот период искусством икебаны занимаются монахи и мудрецы при дворцах правителей, а композиции становятся максимально лаконичными.
Истинной ценностью периода 17-19 вв. становятся простые человеческие радости и искусство наслаждения жизнью, что не могло не найти отражение в создание икебан, когда это древнее японское искусство достигло своего настоящего расцвета. Гармоничная красота мира занимает первое место в икебане, отодвигая на второй план весь символизм. С этого момента искусство икебаны распространяется в широких массах: его включают в состав общеобразовательных программ, появляются миниатюрные разновидности рикки — сэйка и сека, возникает множество новых школ икебаны. В конце 19 в. появилось такое направление как морибана, позволяющее отображать красоту и гармонию природы в невысоком сосуде с водой, которое стало основным направлением школы Охара. Не смотря на распространение влияния западных традиций, искусство икебаны оказалось ими не затронуто, оставшись исключительно восточной традицией без веяний Запада.
Современное искусство икебаны
Сейчас в Японии насчитывается более 200 школ икебаны, а само искусство «живых цветов» вышло далеко за рамки религиозных традиций, став немаловажной частью культурной жизни общества. Школа Икенобо входит в число 3-х наиболее популярных в Японии школ икебаны. В ней сохранены традиции наиболее древнего вида — рикка. Школа Согэцу – наиболее молодая, её основатель сделал искусство икебаны свободным от условностей. Европейцы считают икебану лёгким и интересным развлечением, но в самой Японии икебана остаётся особым ритуальным действом, требующим особой осмысленности, длительного обучения и не мене длительного процесса составления каждой композиции. Это не только частица национальной культуры японского народа, но и особая восточная модель мироздания.
Искусство икебаны, прошедшее длительный путь от древних веков до современности, подвластно любому человеку, в любом возрасте, но, как считают сами японцы, создавая композицию икебаны, необходимо отдать ей частицу своей души, чтобы добиться особой гармонии красоты и смысла.













Немає коментарів:

Дописати коментар