Искусство икебаны – одна из наиболее старинных и при этом наиболее красивых традиций жителей Японии. Это древнее искусство, которое сами японцы считают истинной гордостью своего народа, зародилось в Киото, а столь необычное слово «икебана» в переводе с языка жителей «страны восходящего солнца» означает не что иное, как «живой цветок». Наименование довольно удачно передаёт общий смысл этого традиционного японского искусства, заключающегося в создании изысканных цветочных композиций, обладающих определённым смыслом и в целом образующих видение гармонии в мире. Ещё иногда наименование этого восточного искусства трактуют как «второе рождение цветов», но не в смысле продления жизни растения, а в качестве придания ему особого смысла, «новой реальности» бытия.
Если поискать корни японских традиций искусства икебаны, то окажется, что пришло оно в Японию из Китая, вместе с культом хризантемы, ставшей цветком японских императоров, а его основоположниками считаются буддийские монахи. Изначально икебана была частью религиозного подношения Будде. За многие века эта традиция видоизменилась и обогатилась культурными обычаями самих японцев.
Искусство икебаны живёт по своим специфическим законам и требует от тех, кто желает им овладеть, не только наличия профессиональных знаний, но и особого умения находить утончённые грани прекрасного для создания гармоничного букета. Японцы считают, что, как для написания музыки нужен тонкий музыкальный слух, так и для создания икебаны нужно идеальное зрение – в значительной мере, внутреннее, духовное.
Символичность икебаны
Искусство создания икебаны базируется на главном мотиве большинства сказок мира:
противостоянии света и тьмы. За основу композиции обычно брались 2 ветки, которые отождествляли небо и землю, и лишь примерно в 7 веке в икебане появляется третий элемент, ставший символом самого человека и его гармоничного взаимодействия с природой. В основе композиции лежит треугольник, который японцы считают образцом идеальной гармонии. При её создании учитывается множество нюансов: начиная с формы и цвета вазы и заканчивая освещением и местом, где будет располагаться композиция, — всё влияет на гармонию. Икебана может быть настолько символична, что сочетание её элементов может читаться как самое настоящее стихотворение, а любование самой композицией в значительной мере можно приравнять к духовной медитации.
Эволюция японских традиций в икебане
Первым известным мастером икебаны был буддийский монах, живший в небольшой хижине у озера – «икенобо», от наименования которой и произошло название первой, наиболее древней школы этого восточного искусства. Монах составлял довольно скромные композиции для храма, используя лишь 3 ветви или цветка. Первые цветочные композиции были огромны, достигая до 1,5 м высоты. Их называли «рикка», что значит «стоящие цветы». В таких композициях каждый элемент обладал определённым сакральным смыслом и своим особым наименованием.
Ближе к 9-10 векам икебаны становятся не только храмовым украшением, но проникают и в обычные дома японцев, а сами композиции обретают большую лёгкость, изящность и естественность. Это эпоха, когда в Японии во всём царит культ прекрасного. В 12-14 вв. вместе с самурайской аскетой икебана окончательно лишается своей прежней пышности и вычурности, а с приходом в Японию буддийской философии дзэн становится и частью пути постижения Истины, соответствуя Пути Цветка. В этот период искусством икебаны занимаются монахи и мудрецы при дворцах правителей, а композиции становятся максимально лаконичными.
Истинной ценностью периода 17-19 вв. становятся простые человеческие радости и искусство наслаждения жизнью, что не могло не найти отражение в создание икебан, когда это древнее японское искусство достигло своего настоящего расцвета. Гармоничная красота мира занимает первое место в икебане, отодвигая на второй план весь символизм. С этого момента искусство икебаны распространяется в широких массах: его включают в состав общеобразовательных программ, появляются миниатюрные разновидности рикки — сэйка и сека, возникает множество новых школ икебаны. В конце 19 в. появилось такое направление как морибана, позволяющее отображать красоту и гармонию природы в невысоком сосуде с водой, которое стало основным направлением школы Охара. Не смотря на распространение влияния западных традиций, искусство икебаны оказалось ими не затронуто, оставшись исключительно восточной традицией без веяний Запада.
Современное искусство икебаны

Искусство икебаны, прошедшее длительный путь от древних веков до современности, подвластно любому человеку, в любом возрасте, но, как считают сами японцы, создавая композицию икебаны, необходимо отдать ей частицу своей души, чтобы добиться особой гармонии красоты и смысла.
Немає коментарів:
Дописати коментар