четвер, 13 квітня 2017 р.

НЭЦКЕ

ЯПОНСКИЕ ФИГУРКИ НЭЦКЕ. ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ.


С давних пор в Японии из дерева, словновой кости или металла создавали миниатюрные фигурки богов и фей, мудрецов и певцов, животных и птиц. И делали их не для игры. У фигурок было самое прозаическое предназначение: с их помощью к поясу кимоно, национальной одежды японцев, прикрепляли такие необходимые вещи, как кисет, трубку, ключи и т.д. То есть эти безделушки служили брелоками. Назывались они нэцке, точнее - не-цуке, что и означает противовес, брелок.




Нэцке использовались в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ, которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины (одзимэ), скользившей по шнурку. Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцке. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси - отверстий нэцке, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцке служило одновременно своеобразым противовесом и изящным украшением  одежды.



Нэцке не следует путать с окимоно - миниатюрной японской скульптурой, похожей на нэцке и по оформлению, и по сюжетам и, нередко, по размерам. В окимоно всегда отсутствует отверстие для шнура, т.е. эти скульптуры лишены утилитарных функций. Слово "окимоно" (дословно - "поставленная вещь") является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала.
С давних времён нэцке различались по типологии и формам. Это же отличие нэцке сохранилось и до наших дней. 

Фигурки в виде нэцке


Катабори (形彫 - это самый известный и знакомый для многих вид нэцке, компактные резные фигурки, изображающие животных и людей, многофигурные группы. Этот вид пользовался популярностью в XVIII - ХIХ веках. 


Анабори (穴彫) 

Это подвид катабори, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины.
 

Саси (差) - эта форма нэцке является одной из древнейшей форм. Эти нэцке, сделанные в форме бруска с ушком для шнура. Они могли быть выполнены из разных материалов, но в основном изготавливались из дерева.Способ применения этих нэцке отличался от других. если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом. что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т.п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса.
ещё одна близкая аналогия саси - приспособление оби - хасами, изобретённое в Китае. оно в принципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывали носимый предмет.

                                                                    

Маска ( яп. 面 мэн ) - уменьшенная копия маски Ноо. Самая большая группа нэцке. Своими свойствами маска очень похожа на вид катабори.



Мандзю(饅頭) - эти нэцке были сделаны из слоновой кости и имели форму круга. Иногда делается из двух половинок. изображение даётся гравировкой, которая, как правило, сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю. Одной из своеобразных разновидностей мандзю являются композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.



 Итараку - эти нэцке изготавливались из тростника или проволоки. Плелись они в виде коробок тыкв и других форм.

Рюса (柳左) - вариант формы мандзю. Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 178-е годы), по имени которого она и названа.

Кагамибута (鏡蓋)тоже сходна с мандзю, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху декоративного оформления на основе широкой гаммы техник.


Этими формами не исчерпывается всё многообразие нэцке. Существовали так называемые "курьёзные" нэцке, например, изготовленные из курков голладских ружей; резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а также брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счётов-соробан, компаса, кремня и огнива, пепельницы и т.д. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.   

Конечно же, каждый образ имел своё предзначение. 


Так, например, стойкость, мужество и силу духа обеспечивала фигурка мудреца Дарума, 







Дайкоку с мешком риса сулил богатство,



а удачу даровал Эбису с волшебным карпом в руках (считалось, что насколько сложно поймать голыми руками карпа, настолько сложно и обрести душевное спокойствие и равновесие).




Счастье и удачу, которые всегда ходят вместе, даровала двойная фигурка - Дайкоку и Эбису




Ищущие здоровья и долголетия носили фигурку бога счастья Шоусина, который держал женшень и волшебный персик.



Те, кто имел заветное желание, обращались к богу счастья, веселья и общения Хотэй, именно он всегда изображался то сидящим, то стоящим, но обязательно улыбающимся. Для исполнения задуманного необходимо было погладить статуэтку по животу триста раз, думая при этом о желанном. 

Путешествующие брали фигурку Футэна, который сулил попутный ветер и удачу в пути. Он изображался в виде человека, несущего за спиной мешок и с безмятежной улыбкой на лице.

Царица неба Сиванму веером отгоняла ветры невзгод. 


Творческим людям помогала фигурка человека, слушающего раковину. Огромное разнообразие фигурок, а соответсвенно и предназначений, позволяло выбрать необходимую к конкретной ситуации и использовать её для решения трудностей. Японцы считали, что если в доме много нэцке, зло покинет его навсегда...

Но известны эти вещицы во всём мире не только как счастливые амулеты.

Дело в том, что крошечные, но очень выразительные нэцке создавали многие настоящие художники, и тогда эти статуэтки становились шедеврами мирового искусства.






 








http://www.liveinternet.ru/users/4455035/post345840224
http://kolizej.at.ua/forum/24-436-1

Немає коментарів:

Дописати коментар