Бусидо (яп. бусидо: 武士道, «путь воина») — этический кодекс поведения воина (самурая) в средневековой Японии. Является аналогом кодекса чести рыцаря в средневековой Европе. Кодекс Бусидо требовал от воина безусловного подчинения своему господину и признания военного дела единственным занятием, достойным самурая. Кодекс появился в период XI—XIV веков и был формализован в первые годы сёгуната Токугава.

Представления о чести в разные эпохи несколько различались, так, например, во время войны Гэмпэй полагалось перед поединком громко прокричать своё имя, подвиги предков и прочую родословную, а во времена Сэнгоку вполне нормальным считалось напасть без всякого предупреждения, полагаясь на искусство первого удара — иай-дзюцу. Кроме того, во время войны Гэмпэй сражения нередко смахивали на череду дуэлей один-на-один, а во времена Сэнгоку даже вне поле боя напасть втроём на одного считалось вполне нормальным.
По этому кодексу в старину воспитывался класс самураев; этот кодекс до такой степени национален, что его называют «душой Японии».
В кодексе «Бусидо» слились четыре учения. Мы находим здесь прежде всего влияние буддизма, который внес в «Бусидо» спокойную веру в судьбу, стоицизм в виду опасности, презрение к смерти; синтоизм внес учения о культе предков, сыновнюю почтительность, уважение к старшим и вообще лояльность.
В «Бусидо», наконец, вошли этические правила из учения Конфуция и Мэн-цзы. Высшие добродетели, по учению последних — правдивость, мужество, милосердие и мудрость.
Бусидо – путь воина – означает смерть. Когда для выбора имеются два пути, выбирай тот, который ведет к смерти. Не рассуждай! Направь мысли на путь, который ты предпочел, и иди!
Выполнение долга должно стать безукоризненным, а твое имя незапятнанным.
Бусидо – путь воина – приказывает сражаться отчаянно, насмерть. «Любого противника, с которым ты сражаешься, считай настолько сильным, что с ним не управятся и десятки людей», - сказал Наосигэ из рода Набэсима.
Японский кодекс воина (бусидо) – это наработанные годами инструкции поведения самурая в любых жизненных ситуациях. Можно отметить то, что сам свод правил отражает не только психологию японского общества времён феодализма, но и является нормой морали для японского воина. Бусидо как устав, разграничивает все стороны жизни самурая, начиная от рождения и заканчивая смертью.
Все четыре принципа бусидо можно разделить на две категории. Первая касается повседневной жизни, вторая связана с ведением боевых действий. Первый принцип обязывает самурая быть опрятным и следить за гигиеной. Так же, в нём указано как надо вести себя в мирной жизни. Даны руководства по приёму гостей и ношению оружия. Есть даже теория, что левостороннее движение в Японии связано с тем, что меч самурая носился с левой стороны, и даже случайное его касание посторонним человеком должно было быть немедленно наказанным. Обычно смертью. Поэтому обходили их слева.
Второй принцип касается поведения воина на службе и его тренировок. Они должны быть как телесные (развитие навыков владения всеми видами оружия), так и духовными (чтение, анализ боевых ситуаций). Этот принцип запрещает воину пустопорожнее времяпровождение. Кратко его можно охарактеризовать суворовской пословицей «Тяжело в учении – легко в бою».
Остальные два принципа касаются непосредственно боевых ситуаций и, как бы вытекают из посыла того, что овладевание первыми двумя принципами еще не делают из самурая воина. Только познав и следуя всем законам бусидо можно считать себя настоящим самураем. Совмещая в себе военную хитрость, тактику, бесстрашие и постоянную готовность к смерти кодекс разграничивал нормы мирной и военной жизни.
Знание бусидо являлось обязательным и безусловным. Только строгое следование всем принципам давало самураю гордость истинного воина, бесстрашие в бою и открывало путь для служебного роста. Вся жизнь воина, согласно бусидо – это постоянное стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Все четыре принципа бусидо можно разделить на две категории. Первая касается повседневной жизни, вторая связана с ведением боевых действий. Первый принцип обязывает самурая быть опрятным и следить за гигиеной. Так же, в нём указано как надо вести себя в мирной жизни. Даны руководства по приёму гостей и ношению оружия. Есть даже теория, что левостороннее движение в Японии связано с тем, что меч самурая носился с левой стороны, и даже случайное его касание посторонним человеком должно было быть немедленно наказанным. Обычно смертью. Поэтому обходили их слева.

Остальные два принципа касаются непосредственно боевых ситуаций и, как бы вытекают из посыла того, что овладевание первыми двумя принципами еще не делают из самурая воина. Только познав и следуя всем законам бусидо можно считать себя настоящим самураем. Совмещая в себе военную хитрость, тактику, бесстрашие и постоянную готовность к смерти кодекс разграничивал нормы мирной и военной жизни.
Знание бусидо являлось обязательным и безусловным. Только строгое следование всем принципам давало самураю гордость истинного воина, бесстрашие в бою и открывало путь для служебного роста. Вся жизнь воина, согласно бусидо – это постоянное стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Немає коментарів:
Дописати коментар