пʼятниця, 15 вересня 2017 р.

Камикадзе - «божественный ветер» Японии

Готовность отдать жизнь за Семью традиционно относится к высоким человеческим добродетелям. Во все времена у всех народов самопожертвование было героическим поступком, достойным восхищения и даже мифологизации. Однако на общем фоне отдельно стоят случаи, когда сознательное самопожертвование становится выбору не единиц-отчаявшихся, а фактически целых народов. Примером этого является феномен японских воинов-смертников Второй мировой войны.

Идея самопожертвования на поле битвы была само собой разумеющейся для общества, где веками эталоном считался построенный на кодексе Бусидо самурайское мировоззрение. Жажда смерти в бою для самурая должна была быть абсолютной. Он не имел права боятся смерти, давать волю мечтам о жизни после войны. Все мысли воина должны направятся на то, чтобы в случае необходимости погибнуть с честью и с улыбкой на устах. Каждый японский мужчина, а тем более, солдат должен всегда быть готов пожертвовать собой. Смертники отличались от обычных бойцов только минимальными шансами выжить независимо от успешности выполнения боевой задачи.
Наиболее почетно отдать жизнь за Императора, ведь его фигура занимавшего особое место в японской культуре и милитарной традиции. Он почитался как настоящий отец нации и близкий духовный родственник каждого японца. Считалось, что именно благодаря связи монарха как с высшими силами, так и с каждым представителем нации, «страна восходящего солнца» находится под божественной защитой. «Божественный ветер» спас Японию от иностранного порабощения, дважды - в 1274 и 1281 годах - разбив судна монгольских захватчиков невероятной силы ураганами. Именно поэтому пилоты-смертники, призванные остановить новое чужеземное нашествие, стали называться «камикадзе» - «божественный ветер» ...
Осенью 1944 года война для Японии складывалась уже не лучшим образом. Вследствие успешных действий западных государств на Тихом океане почти лишенная природных ресурсов страна оказывалась все более изолированной от источников стратегического сырья. Назревала потеря главного нефтеносного региона - Филиппинского архипелага. Поэтому, союзническая удавка постоянно затягивалась вокруг самой метрополии - Японских островов. Ситуация требовала нестандартных или, как часто говорят сейчас, «асимметричных» действий.
Централизованное формирование подразделений пилотов-смертников приписывают вице-адмиралу Такидзиро Ониси. Он говорил: «Если пилот, заметив вражеский самолет или корабль, мобилизует всю свою волю и силы, превратив свой самолет в честь самого себя - это лучшее оружие. А разве может быть для воина более величественная слава, чем отдать свою жизнь за Императора и за страну? »
В Японии пилоты-камикадзе были частью более широкого понятия «тейсинтай» («добровольческие отрядах»), которым обозначались добровольцы-смертники в целом, не только в рядах авиации. Все они тем или иным образом осуществляли до конца управляемую человеком доставку взрывчатки или других средств уничтожения до вражеских объектов без учета сохранения собственной жизни. Но именно авиа-смертники нажили наибольшей славы, стал известными миру благодаря масштабности применения и эффектной тактике нападения. Поэтому за пределами Японии термин «камикадзе» закрепился как собирательное название всех японских воинов-смертников.
Готовых к самопожертвованию добровольцев хватало всегда, особенно - в конце войны, когда страна была на грани поражения. Вступит в «добровольческие отрядах», в частности, в самые престижные из них - камикадзе - стремились тысячи молодых японцев. Среди них было немало студенческой молодежи, выпускников университетов, интеллектуалов, ценителей высокой японской и европейской поэзии, потомков состоятельных аристократических семей. Принадлежать к семье смертника-добровольца также было чрезвычайно почетно. Эго родители сразу становились уважаемыми в своем городе или поселке людьми, а за погибших молились как за святых.
Итак, камикадзе не были примитивными фанатиками или людьми, которым «нечего терять». И, тем не менее, они шли на самопожертвование, предпочитая смерть перед перспективой господства чужеземцев. «Решив умереть, я тверд духом. Надеюсь на успешную атаку, с улыбкой поднимаясь на борт самолета », - обычные слова пилота-смертника перед вылетом.
Присущая японской национальной культуре эстетизация смерти отразилась в деталях одежды камикадзе и ритуале ых проводов в последний полет. Так, на пуговицах униформы таких пилотов обязательно шлифовались три лепестка сакуры. Также адмирал Ониси ввел специальные повязки на голову ( «хатимаки») - как правило, белого цвета с изображением красного солнечного диска ( «хиномару») и иероглифическими надписями патриотического или мистического характера. Самым распространенным была надпись «Семь жизней за императора». Перед вылетом на последнее боевое задание прямо в аэропорту накрывали прощальный стол с белой скатертью, за которым каждый камикадзе делал традиционный глоток сакэ.
Наряду с самолетами в войне на Тихом океане японцы использовали пилотируемые смертниками подрывные катера, субмарины-снаряды и пилотируемые торпеды «кайтэн». Подводные камикадзе, в отличие от воздушных или сухопутных, не имели ни малейших шансов выжить.
Вот октября 1944г. камикадзе и другие смертники участвовали во всех сражениях Японии на завершающем этапе войны - в обороне Филиппин, боях за Формозу (Тайвань) и Окинаву, противодействии наступлению СССР. Общие потери причиненные ими западным государствам, оцениваются по-разному: союзнические источники говорят о 34 потопленных кораблях и 288 поврежденных, японские - в 81 и 195 соответственно. Правда, это были в основном небольшие суда - уровня эсминцев и эскортных авианосцев, ведь своих целей поспевали не более 10-12% камикадзе (остальные уничтожалась зенитной артиллерией и палубной авиацией противника на подлете к цели). Для вывода из строя мощных кораблей этого было мало.
Точные потери корпуса смертников рассчитать еще труднее, поскольку речь идет о различных родах войск и различных этапах войны. Кроме того, японцы неоднократно шли на самопожертвование без приказа - число таких «стихийных» камикадзе установит сложно. Так или иначе, счет идет на тысячи, ведь потери одних пилотов-камикадзе достигают 5 тыс. человек. И хотя потери врага в живой силе вот их атак были еще большими, реальное военное значение «добровольческих отрядов» и их влияние на общий ход боевых действий ни в коем случае не стоит преувеличивать. Несколько потопленных кораблей и даже несколько тысяч погибших не могли поколебать военного доминирования США и их союзников.
Зато самопожертвование японцев изрядно давила на врага психологически. Неслучайно американская военная цензура строго ограничивала распространение информации о пилотах-смертниках противника.
Камикадзе положили конец присущему англосаксам несколько легкомысленному ( «спортивном») отношению к войне. Если раньше американские моряки «между делом» позволяли себя игры, развлечения и распитие коктейлей, то с началом атак смертников об этом больше не было и речи. При появлении на горизонте хотя бы одного японского самолета палубы чаще всего вообще мгновенно пустели, а команды кораблей буквально молились на ловкость своих зенитчиков. Впрочем, иногда случалось и обратное - янки просто-таки прикипали к своим боевым постам и зачарованно наблюдали за воздушным «танком смерти» камикадзе ...
Японские смертники Второй мировой вошедшего в историю прежде всего как: явление, как попытка бросить вызов машинной цивилизации, обезличенному «царству количества» благодаря выходу на новый уровень освоения техники человеком. На уровень, где человек и техническое средство становятся единым целым, синхронно подчиняясь железной человеческой воле.
Камикадзе, имея свои корни в глубинах японской истории, стали наглядной иллюстрацией власти духа над материей. Они были одним из последних порывов массового героизма в эпоху упадка. А, возможно, наоборот, - свидетельством новой героической эпохи, черты которой еще не до конца распознаваемы. Именно поэтому камикадзе, несмотря на свою в целом незначительную роль в войне, до сих пор овеяны многочисленными легендами. Легендарными всегда становятся явления и фигуры, знаменующие собой начало или завершение эпох ...
Петр Вознюк
Подробнее: http://azov.press/ru/kamikadze-bozhestvenniy-viter-yaponii

Немає коментарів:

Дописати коментар