Своей славой “киногорода” Одесса во многом обязана фильму “Броненосец «Потемкин»”, который по сей день считается одним из самых значимых в истории мирового кинематографа. Автор этого шедевра, Сергей Михайлович Эйзенштейн, родился 22 января 1898 года в семье главного архитектора Риги. Окончив в 1915 г. Рижское реальное училище, он продолжил образование в Петроградском институте гражданских инженеров. Весной 1917 г. был зачислен в школу прапорщиков инженерных войск, а после ее расформирования, в марте 1918 г., вступил в ряды Красной Армии. Участие в боях в качестве сапера сочетал с постановками самодеятельного фронтового театра.
Чтобы попасть в Москву, Сергей Эйзенштейн поступил в Академию Генерального штаба на восточное отделение, но военным переводчиком не стал, предпочтя театр и кинематограф. Начинал как художник в театре Пролеткульта, оформил, а затем и поставил несколько весьма своеобразных спектаклей. Два года стажировался у Всеволода Мейерхольда, которого считал своим единственным учителем. Затем перешел работать в кино и в 1925 году поставил свой первый фильм “Стачка”, в котором не было даже намека на ученичество.
Э. Тиссэ, Дуглас Фербенкс, С. Эйзенштейн. 1926 г.
В том же году С. Эйзенштейн получает заказ на постановку эпопеи “1905 год” по сценарию Нины Агаджановой-Шутко. Литературный вариант сценария (более 800 кадров) охватывал все события 1905 г. Эпизоду восстания на броненосце “Князь Потемкин-Таврический” было уделено 44 кадра. Когда же стало ясно, что не удастся окончить картину к 20-летию первой русской революции, режиссер предложил оставить только “потемкинскую” историю. Съемки проходили в сложнейших условиях. Началось с того, что отказался продолжать работу опытнейший оператор Александр Левицкий (он предпочел принять предложение директора Одесской кинофабрики Михаила Капчинского участвовать в работе над фильмом “Кафе Фанкони”). Его заменил молодой Эдуард Тиссэ, с которым, к счастью, быстро удалось найти общий язык.

кадры из фильма "Броненосец "Потёмкин""

Американская киноакадемия признала “Броненосец «Потемкин»” лучшим фильмом 1926 г., на Парижской выставке искусств он получил высшую награду. Позднее картина неоднократно входила в списки “лучших фильмов всех времен и народов”, и до сих пор изучается во всех киношколах мира как образец режиссерского мастерства.
![]() |
Памятник потёмкинцам |
Кстати, именно благодаря фантазии и мастерству С. Эйзенштейна Большая Одесская лестница стала именоваться Потемкинской. А в 1965 г. в Одессе был открыт памятник Потемкинцам, в основу композиции которого легла не реальная ситуация, а сцена из фильма Сергея Эйзенштейна.
Фильм многократно становился объектом цитирования: “Возвращение «Броненосца»” Геннадия Полоки по одноименной повести Алексея Каплера, “Бумажные глаза Пришвина” Валерия Огородникова, “Гудбай, Ленин” Вольфганга Беккера (Германия), “Голый пистолет 33 1/3” Питера Сигала, “Неприкасаемые” Брайана де Пальма и “Бразилия” Терри Гиллиама (все – США), мультсериал “Симпсоны” и др. Характерно, что больше всего привлекает внимание кинематографистов сцена расстрела на одесской лестнице (например, “Дежа вю” Ю. Махульского).
Летом 2010 года. во время Первого Одесского кинофестиваля, "Броненосец "Потёмкин"" был показан на огромном экране для многих тысяч зрителей, расположившихся на Потёмкинской лестнице.
Александр Галяс, журналист
Немає коментарів:
Дописати коментар