25
января 2018 года
Владимиру Высоцкому исполнилось бы 80 лет. И уже почти сорок лет его нет в этом мире. Он
ушел в расцвете жизни, в зените популярности, сорвавшись в крутом пике, из
которого так и не смог выйти.
Всходили и падали герои, а хриплый голос
певца и актера притягивает к себе, как прежде. Высоцкий не растворился даже в
мифе о самом себе, который пытались творит все кому не лень. Сколько слухов,
сплетен, версий о его жизни и смерти было за это время, но энергия голоса,
тихо, гитары Высоцкого прорвалась сквозь сиюминутность, оставшись навсегда. В эго
душа удивительным образом уживались две ипостаси: с одной стороны – бабник,
алкоголик, наркоман. И с другой – талантливый актер, поэт и певец. Каждый видит
того Высоцкого, которого хочет видеть. Но оставим в стороне «облико морале» (в
конце концов, многие талантливые личности в быту отличались прескверным нравом
и привычками). Поговорим о творчестве.
До сих пор идут иногда споры: кем же Высоцкий
был более - актѐром или поэтом. Одни утверждают, что песни и стихи Высоцкого
весьма заурядны, и только блестящее исполнение самим автором делает их
произведениями искусства. Другие говорят, что никакие роли Высоцкого на сцене и
на экране не могут сравниться по степени оригинальности и таланта с его
песнями.
Дискуссия эта правомерна и, возможно, не
кончится никогда, пока будут слушать, смотреть и помнить Высоцкого. Одна
сторона его творчества неразрывно связана с другой стороной. Эго песни - чаще
всего монолога, от лица самых разных персонажей: шпаны, обывателей, военных,
сказочных героев... В последние годы творчества - от лица самого себя. Здесь
смешаны актерские, лицедейские, а также глубоко личностные сущности Высоцкого. Ту же смесь мы найдем и в его лучших ролях:
на сцене - Галилей и Гамлет, на экране - геолог в картине "Короткие
встречи", белогвардейский офицер в фильме "Служили два
товарища", радист в "Вертикали" и, конечно же, Глеб Жеглов в
телесериале "Место встречи изменить нельзя".
И
все же неслыханную, всенародную любовь Высоцкий заслужил, в большой степени,
из-за социально-политической ситуации, в которой находилась страна в его время.
Тупой и унылый "застой", казалось многим, обречен на вечное
существование. Ощущение безнадежности, подавление любой инициативы, скука
полунищенского прозябания ввергли мужское население страны в повальное
пьянство, воровство и цинизм, негромкое злословие в адрес власти. Все это было присуще, в тот или иной мере,
героям песен и актерских работ Высоцкого. Он вслух и открыто вещал о том, чем
жила страна на самом деле. Он насмешничал и печалился о том же, о чем
ехидничали и горевали миллионы людей. Он один отвечал за всех. Люди
двоедушничали: делали одно, а делали вид о другом, думали одно, а говорили
другое. Одна юная поклонница творчества Высоцкого недаром объяснила свою любовь
к нему: "Он не врал".
Песни Владимира Высоцкого популярны и
актуальны и сегодня. Его манера и стиль исполнения породили новый жанр:
"русский шансон". Прекрасно смотрятся роли Высоцкого в кино -
Ганнибал и Бруснецов, Фон Корен и Рябой и многие другие, а Глеб Жеглов и вовсе
стал "народным" персонажем. Многие его стихи, напечатанные в книгах,
захватывают своей неподдельной высокой поэзией.
Даже среди выдающихся личностей пантеона великой русской литературы,
русского искусства Владимир Высоцкий не затерялся, не пропал. А это, конечно,
означает, что его жизнь и творчество были не напрасны и, как говорил другой
поэт, "любезны народу".
Немає коментарів:
Дописати коментар